Иконопись.

иконография, церковное пение

Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 05 янв 2013, 20:26

Подарок форумчанам к Рождеству Христову. С наступающим Рождеством всех!

Симон Фёдорович Ушаков (1626—1686) - происходил знаменитый московский иконописец из потомственных дворян. По-видимому, в юном возрасте Симон получил серьезную художественную подготовку, основательно освоил искусство "знамения" (рисования). Только этим можно объяснить тот факт, что всего двадцати двух лет от роду он был принят "жалованным" царским мастером Серебряной палаты при Оружейном приказе в Кремле. А вскоре его именовали не иначе, как "золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец".

http://www.liveinternet.ru/users/galzi/post249608880/
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Светлана » 28 янв 2013, 12:40

Псковская школа иконописи ведет свое начало с XII века. Псковские иконы отличает особый способ обработки доски, применение красок только из местных материалов. В ХХ веке традиция псковской иконописи была прервана. С 1994 года в в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре Пскова начали возрождать псковскую иконопись.
По ходатайству губернатора Псковской области Андрея Турчака ОАО "Газпром" вложит 50 млн. рублей на возведения здания иконописной школы при Мирожском монастыре.
В школе бесплатно будут жить и изучать иконопись 30 воспитанников - мальчики 12-16 лет.

Источник: Интерфакс-Религия

Псковская икона XVI в. Жены-мироносицы у гроба Христа.

Изображение
Светлана
 

Re: Иконопись.

Сообщение David_Go » 01 фев 2013, 15:38

"Человек - икона Божия".

Все Творение есть система образов …

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/01/chelovek_ikona_bozhiya/

Изображение
David_Go
2200-2600
2200-2600
 
Сообщений: 2559
Зарегистрирован: 04 янв 2013, 23:40
Благодарил (а): 1664 раз.
Поблагодарили: 6150 раз.
Вероисповедание: Православный
Пункты репутации: 177
ПреуспеваемПреуспеваемПреуспеваемПреуспеваем

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 18 авг 2013, 20:28

Изображение


Изображение


Изображение

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В круге церковных праздников три сопряжены чертами сходства, сближены друг с другом особой родственной близостью. Это Пятидесятница, Богоявление и Преображение Господне. Праздники объединены друг с другом своей Троичной природой.

В Пятидесятнице - Дух Святой сошествием Своим в виде огненных языков вводит нас в недра богопознания, открывая в возможной для нас полноте жизнь Пресвятой Троицы.

В празднике Богоявления - три Лица Пресвятой Троицы явили Себя в освятительном действии в предуготовление нашего спасения, согласным спасительным действием, освящающим мир.

В Преображении - Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем все свет, все наполняется им и все в нем таинственно видоизменяется.

Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе - облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, - вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнено облако - слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого наполнена тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил.

Открыть текст:

инок Григорий Круг. (!)
Последний раз редактировалось Даниил (Плотников) 18 авг 2013, 20:34, всего редактировалось 1 раз.
Причина: форматирование
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 18 авг 2013, 20:36

Изображение
Иконописец инок Григорий Круг

Инок Григорий Круг – в миру Георгий Иоганнович
(иначе - Иванович) Круг – иконописец.

Родился 23 декабря 1906 г. / 5 января 1907 г. в Санкт-Петербурге, в семье промышленника. Отец – швед, протестант; мать – русская (родом из Мурома), в девичестве Суздальцева, православная; мальчик был воспитан в лютеранстве. В 1916-1917 годах учился в гимназии К. Мая в Санкт-Петербурге. В 1921 г. вместе с семьей переехал в Эстонию. Учился у проф. Рейндорфа (1926-1928 гг., класс графики Промышленно-художественной школы в Таллине) и окончил курс в числе лучших: два написанных им офорта были приобретены с дипломной выставки Народным музеем Тарту. Работал в классе профессора Ринка в частной художественной школе Паллас в Тарту (1928).
Открыть текст:
Отец Григорий Круг похоронен в Свято-Духовском скиту
в Ле-Мениль-Сен-Дени, у алтаря расписанного им храма.

http://ruskite-notredame-de-kazan.blogspot.fr/2010/10/blog-post.html
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 19 авг 2013, 22:35

Изображение

ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
"Свят, свят, свят Господь Саваоф!"

Открыть текст:


Ипостаси Святой Троицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел является первой ипостасью - Бога Отца, второй, средний, - Сына, и правый - ипостасью Духа Святого. Все три Ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в снедь телец. Заклание тельца знаменует собою крестную смерть Спасителя и часто изображается на иконе Троицы в нижней ее части, а принесение тельца в снедь является прообразом Таинства Евхаристии. Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти.

Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама, и жертвенник перед жилищем. В толковании этой иконы изображению жилища придавалось символическое значение. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на него как на начальника (в смысле его отеческой природы) этого домостроительства. Та же отеческая начальственность сказывается и во всем его облике. Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Ангелам. Все, и черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его отеческом достоинстве. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании, как бы ведя беседу.

Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в деле домостроительства, в промыслительной заботе Бога о мире. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон, свободными складками облегающий стан Ангела знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы. Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в сокровенной беседе. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном.

Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее - легчайшего дымчато-зеленого - прозелень выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения всего сущего: "Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне". Это возвышение чистотою и выражает осеняющая третьего Ангела гора.

Расположение трех Лиц на иконе теснейшим образом связано и соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы. Это та же последовательность, которая определяет расположение членов Символа Веры, тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя". Самое расположение и основное очертание изображений глубочайшим и сокровенным образом сопряжено с порядком храмовой молитвы и с внутренним молитвенным движением. Самые очертания трех сидящих Ангелов, несущих жезлы и благословляющих трапезу, теснейшим образом сопряжены со всеми троекратными образами и со всеми богослужебными обращениями к поклоняемому в Троице Единому Богу.

Открыть текст:

инок Григорий(Круг)
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 20 авг 2013, 20:23

ИИСУС ХРИСТОС ВЕТХИЙ ДЕНМИ

Быть может, следует вернуться к образу "Отечество"

Видимо, образ этот, задуманный как образ предвечного рождения Сына от Отца, сразу же, в силу некоторой внутренней необходимости, превращается в образ Святой Троицы. И Троица эта не полна, не совершенна, самое иконографическое строение ее является неудобоносимым бременем. Основное стремление этого образа есть изображение Троицы, уходящей в свои недра. Во всем изображении господствует величественный образ Отца. Сын, изображенный в образе Эммануила, расположен как бы в недрах Отца. Дух Святой в образе голубя бесконечно умален образом Своим перед образом Сына и Отца. Он изображен окруженный мандролой в чреве Сына, со сложенными крыльями, или парящим, или иногда как бы вылетающим из чрева Эммануила. Получается бесконечно отягощающее движение внутрь.
Образ Троицы, так изображенный, величественный и .торжественный, скрывает, думается, в самой основе неисправимую неправильность, он стремится и не может сопрячься с богослужебным строем Церкви и с внутренним движением молитвы, сковывая ее своей тяжестью. В этой иконе мы видим, как образ Отца не находит вполне правильного иконографического осуществления. И, как призывал Московский Собор и некоторые отцы, быть может, правильно воздержаться от таких изображений. Но изображение становится вполне оправданным и благословенным там, где в образе Ветхого Денми изображен не непосредственно Бог Отец, но Христос - второе Лицо Святой Троицы.

Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа, - "видяй меня видяй и Отца". Оно глубоко символическое по своей природе, и как изображение Господское вполне может быть самодовлеющей иконой и не имеет той безысходной и неразрешимой трудности, которая связана с непосредственным изображением Бога Отца, не вполне принятым Церковью и являющимся подчас источником не вполне правильных или вовсе неправильных изображений.

i.jpeg
i.jpeg (12.9 KiB) Просмотров: 2977

Надо думать, что образ Ветхого Денми, имеющий все черты, которые относятся к изображению Бога Отца и в то же время являющийся иконой Христа, и есть чистое, безусловное изображение, говорящее о Боге Отце. Можно сказать, что образ этот также до некоторой степени отвечает содержанию иконы "Отечество", не допущенной к изображению Московским собором. Икона Христа Ветхого Денми может быть аналогична иконе "Отечество" тем, что выражает предвечное и полное сродство, сыновство Бога Сына - Богу Отцу.

Спаситель на этой иконе изображается совершенно так же, как изображается Бог Отец. Одною разницей является только надписание имени. В одном случае имя иконе дано "Бог Саваоф" или "Бог Отец". В другом надписании имени являются слова: "Иисус Христос Ветхий Денми". На первый взгляд, разница не представляется значительной, но если отнестись к начертанному имени со вниманием, то мы увидим, что вся тяжесть, все неразрешимое противоречие, скрытое в прямом изображении Бога Отца, - является безусловно неоспоримым свидетельством о Боге Отце. И восьмиконечный венец, состоящий из двух квадратов, из черно-синего и огненно-красного, так же как и на иконах Бога Отца, венчает главу Христа Ветхого Денми, указывая на полноту отеческой славы, которой облечен Христос. Думается, что этот образ имеет непреходящее и непреложное значение в Церкви.

Непосредственное же и неповрежденное изображение Бога Отца мыслимо, думается, лишь в изображении Святой Троицы в образе трех Ангелов.

инок Григорий(Круг)
Вложения
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 20 авг 2013, 20:37

Изображение Бога Отца в иконографии, это очень интересная тема к которой надобно будет еще вернуться. Очень много дисскуссий по этому поводу на страницах других православных форумов, ссылки на которые я намеренно не даю( не зачем). Спорят до посинения :? :) . У Круга есть еще отличная статья на эту тему. Я подберу к ней изобразительный ряд и как нибудь выложу. Мне она очень по душе, думаю и Вам понравиться.
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 21 авг 2013, 19:51

ИКОНЫ МАТЕРИ БОЖИЕИ


Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах -не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы. Но выражение благодатного присутствия в Церкви и спасительного действия в мире, например, благословляющее изображение Бога Саваофа, - мы видим во множестве икон.

Наиболее характерной иконой такого рода можно признать чудотворный образ Курской Коренной Божией Матери - "Знамение", где Бог Саваоф, окруженный пророками, благословляет Матерь с Предвечным Младенцем Эммануилом.

В этой иконе есть известное своеобразие. Здесь сонм пророков обращен не к Матери Божией и ПреДвечному Младенцу Эммануилу, как обычно бывает в пророческом чине иконостаса, но к Богу Саваофу. И тут мы видим Бога Отца, преподающего благословение двумя руками с одинаковым сложением перстов правой и левой руки. Благословляет Господь Саваоф и Божию Матерь с воздетыми в молении руками, и Эммануила, и пророков, склоненных к Нему. В этой иконе останавливает внимание иконографическое ее содержание.

Божия Матерь "Знамение" с Младенцем Эммануилом в небесном круге на Ее груди, помещается в середине пророческого ряда в уставном иконостасе, а Бог Отец, благословляющий двумя руками, является неполным изображением "Отечества" - иконы, которая помещается в иконостасе в среднем чине праотцов, прямо над образом Божией Матери "Знамение". На одной стороне, по правую руку Бога Отца, царь Давид во главе пророческого ряда, на другой стороне - царь Соломон.

Подобная же икона была явлена уже в наше время. Эта икона тоже чудотворная, "Державной Божией Матери", или, как она называлась первоначально, "Божия Матерь Коломенская". И здесь Бог Отец благословляет Божию Матерь, сидящую на престоле с Младенцем Спасителем на руках. Верхнее облачение Божией Матери ярко-красного цвета, на главе венец, в правой руке Царица Небесная держит скипетр, левой держит Младенца.

Спаситель в белом одеянии правой рукой благословляет державу, левой держит свиток. На заднем плане изображено небо, покрытое темной, почти черной, грозовой тучей. В верхней части иконы, над самой главой Божией Матери, тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая темносинее ночное небо. В этом бездонном небе изображен Бог Отец с простертыми в благословении руками. В благословении простерта не только правая рука, но обе руки, так же, как в иконах "Отечество". Так почти всегда изображается на иконах благословение Бога Отца, благословение, подобное тому, каким благословляли ветхозаветные патриархи, каким благословляет архиерей на богослужении, ибо в таком благословении выражается благодать Отечества, оно соответствует самой отеческой природе первой ипостаси - в этом вся сила.

инок Григорий (Круг)
Yriy-Andreew
 

Re: Иконопись.

Сообщение Yriy-Andreew » 23 авг 2013, 22:02

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Давно, еще прежде сложения мира, предопределено
было воплощение Бога, но до Пресвятой
Матери не обреталось достойного
вместилища для воплощения, а когда обрелось оно,
то и воплотился Господь.

Митр. Макарий, "Догматическое Богословие"




Открыть текст:

При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание, более чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является чисто символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками бесконечно радостному событию - исполнению многолетней надежды чаяния младенца, отъятию бесчадия, - Рождеству Матери Божией, освятившему дом Иоакима и всю вселенную.


Рождество Матери Божией - это последнее предуготовление человеческого рода к принятию Божества. И оттого икона так полна человеческой благоуханной радостью. В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие святой Анне еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения Новорожденной. И все эти домашние подробности не безсмысленны, но становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Божией Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.
Открыть текст:

инок Григорий (Круг)
Yriy-Andreew
 

След.

Вернуться в Церковное исскуство

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика
cron